ОБРАЩЕНИЕ ADCONSULT

К ДРУЗЬЯМ И КОЛЛЕГАМ ПО рекламному РЫНКУ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ И КРИЗИСОМ−2020

Денис Баталин и Роман Пивоваров, 
содиректоры и совладельцы ADCONSULT

31 марта 2020 года, Москва.

Друзья!

Нам предстоят непростые времена.

Очевидно, что такого испытания у нашего с вами рекламного рынка еще не было.

Наступает долгий карантин: людям запрещается покидать дома, бизнесы закрывают двери, реклама умолкает, жизнь замирает.

С большой долей вероятности в какой-то момент на несколько недель остановится коммерческая деятельность вообще. 

А с ней — маркетинговая и рекламная активность. У крупных компаний частично, а у малых и средних — почти полностью. Или совсем полностью.


* * *

В отличие от многих других сегментов бизнеса, расчетливо ожидающих поддержку государства, нам с вами помощи ждать неоткуда.

Мы часто шутили в узком кругу друзей и коллег, что ильфовский плакат «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — это про нашего брата-рекламиста. Где-то в глубине души неосознанно подозревая, что никакой шутки в этом наблюдении, в общем-то, нет.

Коммуникационный рынок очень часто несправедливо воспринимается как нахлебник к другим, «настоящим» и «производящим» отраслям экономики. В действительности же, коммуникация предшествует созиданию — nothing happens until someone sells something.

Именно поэтому «искусство наведения мостов между сторонами, жаждущими обмена ресурсами, порождающего обоюдную выгоду» (а именно так, хоть и многословно-громоздко, и стоит рассматривать нашу профессию) — это искусство требует поддержки не меньше мере. 

Но ждать ее не приходится.


* * *

Мы в ADCONSULT очень серьезно относимся к сложившейся ситуации. 

О том, что и как будет происходить, нам рассказывают наши друзья из «будущего» — коллеги из китайских, корейских, американских и европейских рекламных и медиабизнесов.

Поэтому мы не просто предполагаем — мы знаем, что будет очень непросто. Мы читаем их блоги, мы разговариваем с ними, мы видим статистику, сколько агентств и медиа уже закрылось, чтобы никогда не открыться больше вновь.

Как и вы, мы сократили до минимума все расходы. Затянули пояса всем — себе, своей команде, арендодателям, подрядчикам и даже комнатным растениям в офисе.

Как и вы, мы свернули долгосрочные инвестиционные проекты и отказались от производства любых продуктов и решений, не представляющих ценности «здесь и сейчас».

Как и вы, мы гордимся коллегами из десятков медиакомпаний и агентств по всей стране, открывших в эти трудные минуты настежь двери для своих клиентов-рекламодателей и поддерживающих их бесплатным размещением, продакшном, советом, а нередко еще и просто человеческим пониманием и общением. Наконец, просто коньяком.

Как и вы, мы продолжаем работать, веря, что лишь полная самоотдача, дисциплина, концентрация, точность, внимательность и бережность по отношению к коллегам и близким, — а вовсе не оцепенение, фрустрация и истерика — помогут нам преодолеть эти недели и месяцы падения.

Как и вы, мы удвоили свои усилия по поддержке наших друзей и клиентов, понимая, что наш опыт, инструменты, навыки и сервисы могут хоть как-то помочь многим из них пройти это испытание. Или, как минимум, не опускать руки во время битвы за собственное дело и свою компанию.

При этом мы понимаем, что многие наши клиенты — федеральные и региональные медиакомпании, СМИ и рекламные агентства — просто-напросто не переживут этот кризис: закроются, обанкротятся, потеряют веру в рекламное ремесло и перейдут в другие бизнесы, выйдут в кэш (если останется), а то и вовсе уйдут на покой.


* * *

Мы занимаемся нашим делом последние полтора десятка лет. 

Нам обоим сейчас почти по сорок, и для нас ADCONSULT — пусть не первое, но основное и главное дело в жизни. 

Как для вас многие ваши клиенты и рекламодатели уже давно больше, чем клиенты; так и вы для нас — почти семья.

Именно поэтому мы в ADCONSULT верим, что принципы нашей компании, убеждения команды и наша миссия обязывают нас сделать всё, чтобы поддержать рекламную индустрию.

Причем, в особенной степени — региональные и локальные рекламные агентства, медиакомпании и СМИ, удар по которым, вероятно, придется еще сильнее, чем по транснациональным медиагруппам и публичным холдингам. 

Ведь, находясь в постоянной связи с последними и много работая для них, мы понимаем, что их запас прочности — существенно выше.


* * *

Полностью учитывая всё сказанное выше, наши смыслы и наши ценности диктуют нам следующие установки к действию на ближайшие месяцы:

1

Глобальные пандемия — время не для маржи и прибыли, а для поддержки и помощи.

Поэтому значительная часть наших проектов с середины марта абсолютно бесплатны. Остальные переведены на самоокупаемость: мы переназначили цены на них в соответствии с себестоимостью — для поддержания жизнедеятельности членов нашей команды.

2

Для тех клиентов, которым мы сейчас очень нужны, и у которых действительно совсем нет сейчас денег, — мы готовы работать в кредит, на будущее, с огромной отсрочкой, без гарантийных писем и жестких сроков, просто на доверии и честном слове.

Если мы вместе, положа руку на сердце, понимаем, что этот кредит, в силу обстоятельств, всё равно потом не будет оплачен никогда, мы, тем не менее, готовы осознанно начать работать с самого начала без гонорара вообще.

Мы готовы принимать в работу таких клиентов до тех пор, пока поступающие в нашу компанию деньги из других источников покрывают наши втрое урезанные расходы и обеспечивают команду минимально необходимым.

Будем откровенны с вами: мы выслушаем каждого и примем решение — готовы мы или нет в каждом конкретном случае кредитовать или работать бесплатно. Кому-то, увы, мы будем вынуждены отказать. Кого-то примем решение поддерживать во что бы то ни стало.

Понимаем, что вам может быть неловко первыми начать с нами разговор о таком формате работы. Поэтому, чтобы задействовать этот пункт нашего обращения к вашей ситуации, просто небрежно скажите нам во время нашей беседы: «Ребята, а вот у вас был такой пункт номер два…».

3

Пожалуйста, знайте и помните: когда в эти трудные времена вы платите нам за нашу работу —  вы тем самым заодно помогаете еще и всему рынку.

Ведь именно на эти — ваши — деньги мы реализуем объемную программу некоммерческой помощи, адресной поддержки рынку и все наши исследовательские проекты.

4

Мы осознаем ценность «знаний с полей»: многочисленных ваших решений и находок, благодаря которым рекламные агентства и медиакомпании остаются в кризис на плаву — скриптов, идей, инсайтов, акций, спецпроектов и неожиданных рецептов.

Поэтому мы берем на себя миссию сбора, классификации и бесплатного распространения таких решений с помощью всех собственных информационных каналов ADCONSULT.

На ближайшие несколько месяцев главная страница нашего сайта — www.adconsult.ru — становится постоянно обновляемым рубрикатором готовых антикризисных идей и решений для всех тех, кто производит и продает рекламные услуги.

5

Многим из агентств и медиабизнесов будет суждено перепрофилироваться и пройти болезненный путь «перевода народного хозяйства на военные рельсы» — из контекстного агентства превратиться в IT-компанию, из глянцевого журнала в мультиплатформенную редакцию социальных медиа, из радиостанции в онлайн-эвент-агентство и так далее. 

У большинства на это будет несколько дней, у счастливчиков — пару недель.

Мы уже сейчас, в конце марта, видим как некоторые из наших клиентов успешно проходят этот путь: печатный издательский дом за выходные стал выпускать мобильные приложения для организации доставок и дистанционных продаж; агентство экспириенс-маркетинга за две ночи перепрофилировалось в онлайн-школу; нишевой консалтинг по туристическому маркетингу за неделю раскопал и освоил нишу мобайл-гейминга — и так далее.

Вероятно, необходимость такой стремительной «конверсии» встанет и перед вашим бизнесом.

Именно поэтому, мы так же, как и с рабочими идеями спецакций «с полей» в предыдущем пункте, готовы стать здесь точкой обмена и встречи новых стратегических инициатив наших клиентов — рупором в поиске партнеров для ваших новых проектов, франшиз, тиражируемых технологий и успешных бизнес-моделей.

...В конце концов, мы ведь знакомы примерно с 6 тысячами РА, медиа и СМИ от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Махачкалы — не говоря уже о трехста наших партнеров зарубежных бизнес-туров по миру, оказавшихся (как это, одновременно, и удивительно, и очевидно) примерно в той же ситуации, что и отечественный рекламный рынок...

Словом, давайте искать новые решения, продукты и возможности вместе.

6

Нам самим, внутри ADCONSULT, тоже будет очень сложно. 

И, скорее всего, не все из нашей команды выдержат эту повышенную нагрузку с затянутыми почти на шее поясами.

Мы уже сейчас почти работаем на пределе, потому что значительная часть нашей активности внезапно стала приходиться на вовсе не свойственную нам психологическую помощь и поддержку.

Скажем прямо: в предстоящей работе с вами нам придется принимать трудные и резкие решения — во что мы вовлекаемся, а во что не вовлекаемся; что приоритезируем вверх, а что отбрасываем сразу. 

Наши консультации станут безапелляционнее и резче. Вместо былых мягких и вкрадчивых сослагательных наклонений, вы с удивлением услышите от нас «или так, или никак — иди и делай, и без этого не приходи!», — ну или что-то в этом роде.

Поэтому мы уже заранее просим вас простить нас и за эту резкость, и за неминуемые ошибки в наших оценках, и за то, что на эти месяцы мы неизбежно отойдем от нашей тщательности и щепетильности. 

Ошибок и опечаток станет больше, битых пикселей и кривых картинок — тоже. 

Увеличенные скорости работы неизбежно скажутся на внимательности, вежливости и учтивости.

Поэтому, если вы неожиданно столкнетесь с несвойственной нам возможной грубостью, прямолинейностью и неотзывчивостью, пожалуйста, простите нас — и верьте, что где-то в глубине мы всё тот же эдконсалт. 

Просто немного сейчас взъерошенный, суетливый и сфокусированный на сути дела.

7

Наконец, главное. 

Мы смиренно осознаем, что при всей нашей гиперактивности — это вовсе не мы, кто сейчас действительно «на передовой». 

Реклама — рекламой, бизнес — бизнесом, но настоящие бойцы сегодня — это уже уставшие от изнурительной работы врачи и медсестры, которые лучше нас с вами знают, что сейчас это только начало. Им, и именно им, — наш низкий поклон и бесконечная признательность.

Наша же собственная, куда более скромная роль в эти недели — внести свой посильный вклад в то, чтобы экономика не встала окончательно. В меру своих возможностей — помочь выстоять рекламным агентствам и СМИ, и их клиентам, малому и среднему бизнесу. 

Чтобы экономика не замирала, товары и услуги двигались, а родственники и близкие настоящих героев нашего времени имели покупательную способность, рабочие места и просто удовольствие и радость жизни.

Роман Пивоваров
Денис Баталин

Роман Пивоваров
Денис Баталин

Денис Баталин и Роман Пивоваров, 
содиректоры и совладельцы ADCONSULT